тел.: +38 (095) 083-75-04

тел.: +38 (067) 942-31-69

e-mail: office@ire.kiev.ua

Замовити дзвінок >
X

    Зворотній зв'язок








    Підтверджую відправлення листа.

    Оценка автомобилей в Украине

    Оценка колесных транспортных средств (КТС) на территории Украины выполняется по специальной Методике оценки на базе “Справочника товароведа”, который издается ежеквартально и реализовывается на платной основе. В справочнике приведены цены на КТС, которые были проданы или предложены к продаже на территории Украины. Т.е. КТС в Украине оценивают с помощью платного издания – бюллетеня автотовароведа. Авторы утверждают, что в нем собраны данные обо всех продажах и предложениях к продаже КТС по всей территории Украины. Требование использовать платное издание – Бюллетень товароведа – изложено в НПА «Методика оценки КТС». И только в некоторых редких случаях, не связанных с налогами или при отсуствии данных в “Бюллетене”, можно оценивать на основе анализа рыночных данных.
    Если же оценка выполняется для налогообложения или для учета в государственном предприятии, для списания устаревших КТС и т.д., то необходимо пользоваться этим бюллетенем автотовароведа. До недавнего времени его цена была порядка 600 грн в квартал. И хотя некоторые оценщики утверждают, что бюллетень неплох для массовых случаев, но для тех единиц, которые продаются редко, рыночная стоимость далека от действительной. Особенно эти отличия видны для специализированных КТС. Тем не менее для массовых случаев бюллетень широко используется.

    Особенности применения сранительного подхода к оценке КТС

    При оценке КТС оценщику надо учитывать марку автомобиля, модель, комплектацию, техническое состояние, год выпуска, пробег, условия, в которые авто эксплуатировалось и/или хранилось, с учетом цен локального рынка, где будет использоваться авто.
    Законодательство Украины требует применения исключительно подхода по сравнению с использованием цен, приведенных в бюллетене. При этом, предпочтение отдают идентичным КТС, а в случае их отсуствия разрешается использовать аналогичные. Информацию можно брать как на первичном, так и на вторичном рынках. Под первичным имеются в виду рынок новых КТС, под вторичным – рынок КТС, которые находились в пользовании.
    Корректировки при оценке КТС
    Для приведения аналога к объекту оценки пользуются корректировками, которые учитывают различия между налогами и объектами оценки, из “Бюллетеня”. По утверждению авторов, корректировки берутся из данных рынка, что вызывает некоторые сомнения.
    Под идентичными объектами подразумеваются КТС такой же марки и года выпуска, под аналогичными – те, которые не соответствуют определению идентичных.
    Для приведения объекта сравнения к оцениваемомму объекту корректировки выполняются по всем основным параметрам, влияющим на стоимотсь КТС.
    В случае отсутствия цен дилера или производителя КТС, допускается использование рыночных цен в регионе.
    Для оценки специальных, специализированных КТС, применяется комбинация затратного и сравнительного подходов. При этом, определяется базовая стоимость КТС, к которой добавляется стоимость дополнительного оборудования и затрат на работы по его монтажу.
    При оценке КТС, имеющих повреждения или разукомпектованных также применяется комбинированный подход, как и для специальных и специализированных КТС.
    В случае оценки КТС, произведенных индивидуально, оценка осуществляется по затратам на их изготовление с последующей корректировкой.
    Материальный ущерб авто, поврежденного в результате ДТП, определяется на основе смет на затрат по восстановлению КТС.

    Применения затратного подхода к оценке КТС

    Затратный подход также используют при оценке:
    – расходов на переоборудование ТС;
    – затрат на восстановление КТС, побывавших в ДТП или разукомплектованных КТС;
    – расходов на индивидуально изготовленные КТС;
    – утилизации КТС с учетом затрат на демонтаж запчастей, которые могут быть использованы.

    Учет физического и функционального износа при оценке КТС

    Физический износ есть результат эксплуатации авто. Следствием физического износа является снижение стоимости КТС.
    Расчет физизноса может осуществляться путем суммирования износа отдельных деталей и частей авто, помноженного на долю стоимости каждой детали. Также он может вычисляться через оценку стоимости устранения повреждений.
    Функциональный износ авто связан с потерей стоимости вследствие того, что новые КТС имеют на дату оценки лучшие характеристики функционирования КТС, изготавливаемого тем же самым производителем.

    Формула, применяемая при оценке КТС

    Найденная в «Бюллетене» стоимость идентичного КТС корректируется так:
    С = Сср (1 ± (ГК / 100) ± (Дз / 100)) ± Сдод
    С – стоимость авто, подлежащего оценке грн.;
    ССР – средняя стоимость аналогов из «Бюллетеня», грн.;
    Дз – корректировка на техническое состояние авто (табл. 5 Методики оценки)
    Сдод – комплектация КТС;
    ГК – превышение или снижение пробега по сравнению со средним Сср,%.
    ССР определяется так:
    ССР = СД х К + М
    В этой формуле:
    Сд – цена КТС в зависимости от срока службы.
    М – сумма налогов на таможне. М не учитывается, если автомобиль уже завезен в Украину.
    K – коэффициент влияния цен в регионе.
    При использовании аналогов:
    ССР = Цин · Кзф · (Г / 100) х К + М
    где:
    Цн – цена на новое аналогичное авто;
    Кзф – учет функционального износа;
    Г – характеризует РС аналогичного КТС,%.
    Кз – отношение цены КТС, снятого с производства, к цене КТС базовой комплектности на дату оценки.
    Самой трудозатратой и бессмысленной процедурой в требованиях методики оценки КТС является требование составлять смету на ремонт старого, изношенного, неиспользуемого КТС для того, чтобы доказать, что такой ремонт является нецелесообразным. Эта процедура удорожает списание КТС, которые давно не используются, а оценка их может стоить дороже, чем стоимость утилизированного металла. В связи с чем такие объекты повсеместно гниют на задних дворах государственных предприятий.